• Тел.: (351) 232-33-53
  • Е-mail: info@mininform74.ru
Главная »  Новости »  "Окно в Россию". Интервью Дмитрия Алексеевича Тарасова для газеты "Южноуральская панорама".

[Версия для печати]

Ни для кого не секрет, что в нашей стране и граждане, и бизнес сталкиваются с излишней бюрократией в государственных органах. Большинство обращений за государственными и муниципальными услугами сопровождается сбором и доставкой в ведомства различных справок, хотя этой информацией уже обладают органы власти. При этом государство несет существенные расходы на их составление и распечатку, оплачивается труд сотрудников, которые эти справки выдают. Словом, «слабых звеньев» в сложившейся цепочке предостаточно.

В соответствии с решениями президента и правительства Российской Федерации, начиная с 1 октября этого года ситуация начала меняться в лучшую сторону: заработала так называемая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). По закону федеральные органы, предоставляющие государственные услуги, больше не вправе требовать у заявителя информацию и документы, которые находятся в распоряжении других ведомств. Им придется самостоятельно получать ее. При этом практика показала, что в новых условиях для ведомств более эффективно обмениваться информацией не в виде бумажных документов, как раньше, а в электронном виде по каналам связи. Реформа существенно снизит нагрузку и на граждан, и на организации, уверены в Москве и регионах.

Уже сейчас 180 различных справок и выписок, которые ранее предоставлялись при получении 337 различных госуслуг, перешли на «межведомственные» рельсы. А с 1 июля 2012 года межведомственный режим будет распространен на предоставление всех остальных государственных услуг — региональных и муниципальных. Это станет вторым этапом масштабной реформы. Есть и другая сторона медали. Как и любое другое нововведение, «межвед» до его стадии воплощения в жизнь ждет нелегкий путь. И тут, признаются авторы идеи, неизвестно, что будет сложнее: сломать годами отлаженную систему бюрократии, наладить процесс технически или же убедить русского человека в том, что реформа реальна и полезна…

О преобразованиях и их роли для нас как для потребителей госуслуг мы поговорили с министром информационных технологий и связи Челябинской области Дмитрием Тарасовым.

Цепь без чиновника

— Дмитрий Алексеевич, сейчас много говорится о системе электронного взаимодействия между человеком и государством и между самими ведомствами. К чему приведет новая схема «на выходе» и какие принципиальные задачи поставили власти, «уводя» госуслуги в электронную инфраструктуру?

— В первую очередь — сделать жизнь граждан РФ максимально комфортной. О чем идет речь? На сегодня существуют сложности при получении госуслуг в органах власти — об этом можно говорить до бесконечности. Органы соцзащиты и медучреждения, и еще целый перечень ведомств, где возникают очереди, задержки по исполнению и неприятные ситуации, когда одни и те же документы приходится предоставлять по нескольку раз. То есть, сейчас, чтобы получить ту или иную услугу, надо «пройти» по определенному кругу, собрать множество справок и отстоять длинные очереди. От этого надо сейчас уходить в соотвествии с поручением президента РФ и согласно федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

— Как планируется уходить от этой, мягко говоря, несовершенной системы?

— Для этого и была разработана система электронного межведомственного взаимодействия. Суть системы в следующем. Есть портал «Госуслуги.ру» (место, где гражданин, авторизовавшись, может заказывать услуги через личный кабинет). Человек заполняет заявление, и оно «уходит» в эту систему. Далее, в зависимости от уровня услуги (федеральная, областная или муниципальная), заявление попадает непосредственно в тот орган власти, в чьей компетенции она находится. В дальнейшем личный кабинет позволяет гражданину отследить, на каком этапе оказания услуги находится запрос, то есть делает работу органов власти полностью открытой. Ответ на заявление придет также в личный кабинет. Исключена ситуация: бумага ушла, и на каком-то этапе ее следы пропали.
— Так будет выглядеть схема в целом. А что для потребителя госуслуги окажется «за кадром», что дополнительно будет сделано в рамках СМЭВ без его участия?

— Когда в электронном виде заявление приходит в орган власти, ведомству необходимо будет определиться, какие именно запросы и в какие структуры надо будет сделать, чтобы оказать услугу. Система позволяет разослать межведомственные запросы, отследить исполнение, получить ответ и отправить его заявителю.

— Будут ли у заявителя при этом какие-то гарантии, что обратная связь сработает?

— Система полностью замкнута. Как только в нее попадает заявление, оно регистрируется, и по присвоенному идентификатору можно отследить путь заявления на каждом этапе. Если все-таки обращение застопорится, работает call-центр, и всегда есть возможность сообщить о ситуации. Сроки исполнения запроса по каждой услуге регламентируются законодательством.

— Сроки разные, а все обращения будут обрабатываться только в одном виде — электронном? И документы в печатном варианте теперь никто и нигде принимать не будет?

— Нет. Старая система подачи заявлений продолжает работать. Новый закон дает право гражданину подавать заявление в электронном виде и устанавливает обязанность органов и учреждений, оказывающих государственные или муниципальные услуги, принимать такие заявления. Если гражданин предпочитает подавать заявление в электронном виде через портал госуслуг, то все сопутствующие документы, которые он обязан или желает представить, он прикрепляет в виде отсканированных документов в цифровом формате.

— Не возникнет ли тогда у ведомства-адресата вопросов о подлинности таких электронных документов?

— Они уже возникают, и сейчас этот вопрос прорабатывается. Это юридическая сторона работы СМЭВ. В идеале, когда система в 2012 году будет полностью запущена, гражданин сможет подписывать заявление своей электронной подписью, либо подтверждать личность специальной электронной картой — в зависимости от того, какое решение будет принято на федеральном уровне. Электронная подпись — это смарт-ключ или «флэшка», на которую записан индивидуальный код: вставляете ключ в USB и вводите вручную этот код на сайте госуслуг, тем самым «подписывая» свое заявление. И такая электронная «бумага» будет уже юридически значимой.

Паспорт «в цифре»

— Теперь о карточке. Что за система здесь заложена?

Согласно федеральному закону при предоставлении государственных и муниципальных услуг будут использоваться универсальные электронные карты. На этих картах будут размещены специальные приложения, которые позволят гражданам, имеющим такие карты, получать государственные и муниципальные услуги. С другой стороны, такая карта после помещения в нее электронной подписи будет служить и идентификатором гражданина при входе на портал. Этот проект является очень сложным в техническом и организационном плане. Пока в Российской Федерации запущено несколько пилотных проектов. По их результатам будет окончательно определен формат карты, перечень приложений, изданы необходимые подзаконные нормативные акты. В связи с этим сроки внедрения универсальных электронных карт в нашем регионе уточняются.

— Каким образом без универсальной электронной карты получать услуги в электроном виде?

— Для этого на портале «Госуслуги.ру» предусмотрена процедура регистрации. Гражданин должен указать свой СНИЛС, ИНН, фамилию, имя, отчество, и через несколько дней ему по почте приходит письмо с кодом активации его личного кабинета. Начиная с 21.10.2011 года у южноуральцев появилась возможность ускорить эту процедуру. По инициативе правительства Челябинской области и министерства информационных технологий и связи Челябинской области ОАО «Ростелеком» открыл центр выдачи кодов активации в г. Челябинске, где вся процедура занимает несколько минут.

— И как объяснить все эти технические моменты людям пожилым?

— Безусловно, уровень компьютерной грамотности у всех людей разный. Хотя от возраста он не зависит, но люди пожилые в категорию продвинутых пользователей попадают редко. Уже сейчас мы начали проводить обучение компьютерной грамотности совместно с министерством образования и науки региона. И как раз средний возраст пенсионеров, которые их посещают, 70 лет. Учим и как включать кнопку компьютера, и как «набирать» в браузере сайт «Госуслуги.ру»… Работа непростая. Начинается все с вопросов: а зачем все это надо? Основная сложность, которая уже видна на начальном этапе реформы, — психологическая. Пожилой человек привык жить по определенным правилам, а сейчас приходится этот уклад «ломать».

«Стучаться» будем в «одну дверь»

— А будет ли какая-то более «приземленная», но схожая по принципу альтернатива сайту «Госуслуги», электронным подписям и картам? Можно ли будет взаимодействовать с нашим государством без бумажной волокиты, но несколько попроще?

— Это и есть второй путь, который определен губернатором Челябинской области,— строительство МФЦ (многофункциональных центров). Принцип работы этих центров таков, что за вас все сделает специалист, а смысл в том, что услуга будет оказываться также по правилам СМЭВ. Только если пользователь сайта «Госуслуги» придет в тот или иной орган один раз — «забрать» готовую услугу, например, загранпаспорт, то МФЦ придется посетить дважды, первый раз — чтобы передать туда для обработки оригиналы необходимых документов.

В области запущено 9 многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг в пяти муниципальных образованиях Челябинской области: в Магнитогорске, Коркино, Копейске, Верхнем Уфалее, Снежинске. До конца 2011 года планируется создание многофункциональных центров еще в трех муниципальных образованиях Челябинской области: Челябинском, Златоустовском, Троицком городских округах. В 1 квартале 2011 года откроются МФЦ в Миассе и Южноуральске.

— Что из себя представляет МФЦ?

— Это административное здание, где в соответствии с электронной очередью (она высвечивается на табло) люди обращаются в то или иное окно. Есть два варианта работы таких центров: по принципу «одной двери» и по принципу «одного окна». «Одна дверь» подразу­мевает, что каждый орган представлен своим окном, и в зависимости от того, какая из услуг тебе нужна, ты определяешься по навигатору, куда обращаться. «Одно окно» — это когда каждое из всех окон оказывает все услуги, в полном объеме. На сегодняшний день в Челябинской области МФЦ работают как по принципу «одной двери», так и по принципу «одного окна».

— До чего СМЭВ дошла сейчас? Что уже запущено и реально работает?

— На портале госуслуг уже можно получать федеральные услуги. Из региональных услуг сегодня можно получить четыре: оформление пособия по уходу за ребенком, субсидии на оплату жилого помещения и еще две услуги, связанные с лицензированием образовательной деятельности. Сейчас вся система проходит тестовую эксплуатацию, будем устранять сбои в рабочем порядке. В соответствии с поручением губернатора Челябинской области до конца этого года — довести количество региональных услуг, полностью предоставляемых в электронном виде через портал госуслуг, до 28.

— Наши ведомства к такой цифре готовы?

— У всех уже есть четкое понимание, что переход на электронные услуги — обязательное для всех решение. Сейчас губернатором и правительством Челябинской области даны соответствующие поручения, в каждом органе власти, участвующем в оказании услуг населению, назначены ответственные руководители, разработаны и утверждены планы, выделяются необходимые ресурсы.

Источник: http://www.up74.ru

Дата публикации: 25 октября, 2011 [10:14]
Дата изменения: 30 декабря, 2011 [10:17]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Yandex.Metrika informer Яндекс.Метрика /Yandex.Metrika informer