• Тел.: (351) 232-33-53
  • Е-mail: info@mininform74.ru
Главная »  Выступления »  Доклад Министра информационных технологий и связи Челябинской области Козлова А.С. в Совете Федерации на тему: «Развитие телекоммуникационной инфраструктуры в малых населенных пунктах»

[Версия для печати]

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ

 «Развитие телекоммуникационной инфраструктуры в малых населенных пунктах»

 

Связь - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей в Челябинской области. За 9 мес. 2015 года объем услуг связи 22,2691 млрд. рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года увеличился в фактически действующих ценах на 8,8 %.

Уровень проникновения сотовой связи составляет 185 %.

Средний тариф за использование мобильной связью является одним из самых низких в Уральском федеральном округе – 275 рублей/мес.

Около 33 процентов абонентов мобильной связи использует мобильные стандарты 3G и 4G для доступа к Интернет.

В 2014-2015 годах операторами связи ОАО «МегаФон» и ПАО «МТС» на территории Челябинской области активно внедряется стандарт мобильной связи 4G (LTE). За 2015 год зарегистрировано 2219 новых станций, из которых  538 – станции поколения 4G.

Доля домохозяйств Челябинской области, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Интернет), в общем числе домохозяйств составляла в 2012 году – 65,6 %, а в 2013 году – 70,1%, в 2014 – 72,5%.

Доля линий фиксированного доступа к Интернет – самая высокая в Уральском федеральном округе – 20,88 единиц на 100 человек населения.

Вместе с тем, удельный вес городских семей, пользующихся Интернетом, в 1,25 раза превышает долю сельских пользователей (75 % против 60%).

Только 11 % (131 из 1198 единиц) малых населенных пунктов с населением до 3 тыс. человек (всего в таких населенных пунктах проживает 473 тыс. жителей), обеспечены широкополосным доступом на скорости не менее 10 Мбит/с. В населенных пунктах с населением от 250 до 3 тыс. человек (всего 544 населенных пункта, в том числе отсутствует ШПД 413 н.п.; – обеспеченность – 24%).

В этих населенных пунктах (не обеспеченных ШПД) проживает в общей сложности около 316 тыс. человек. (243 тыс. человек в населенных пунктах с населением от 250 до 3000 человек)

В соответствии с новой редакцией Федерального закона «О связи» в населенных пунктах с населением от 250 человек должны быть организованы универсальные (гарантированные государством) услуги связи, включающие услугу по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием средств коллективного доступа или точек доступа с возможностью передачи данных со скоростью не менее чем 10 Мбит/сек (широкополосный доступ к Интернет).

Федеральным агентством связи заключен договор с ОАО «Ростелеком» об условиях оказания универсальных услуг связи, в рамках которого должны быть установлены точки универсального доступа по стандарту Wi-Fi. В Челябинской области все 258 населенных пунктов с населением от 250 до 500 человек включены в договор.

18.06.2015 г. на Международном экономическом Форуме заключено трехстороннее соглашение между Минкомсвязью России, Правительством области и ОАО «Ростелеком» которое призвано форсировать сроки реализации этого проекта.

В рамках проекта в Челябинской области планируется построить:

3 668 километров волоконно-оптических линий связи;

258 опор для установки точек доступа;

84 опорных узла ПАО «Ростелеком».

В 2015 году точки универсального доступа созданы в 11 населенных пунктах.

Текущий график реализации проекта нарастающим итогом:

2015 – 11 точек, 2016 год - 86 точек;  2017 год - 189 точек; в 2018 году – 258 точек.

Однако наиболее проблемным для жителей малых населенных пунктов является не только отсутствие доступа к Интернет, а отсутствие сотовой связи.

В 409 населенных пунктах Челябинской области (общее число жителей – 70,2 тыс. человек) отсутствует устойчивая сотовая связь.

Однако даже при наличии ВОЛС, построенной в рамках проекта УЦН ПАО «Ростелеком», операторы сотовой связи не готовы вкладывать в строительство базовых станций подвижной радиотелефонной связи для  обеспечения возможности пользования услугами сотовой связи в малых населенных пунктах.

Экономическое обоснование таково:

Стоимость капитальных затрат (CAPEX) на строительство одной базовой станции от 2 до 2,5 млн. рублей;

Последующие операционные расходы (OPEX) на содержание одной базовой станции  не менее 1,2 млн. рублей ежегодно (аренда – 10-15 %, оптика- 10 - 15%, электроэнергия – 10-12%, обслуживание – 25% и поддержка софта и оплата за пользование частотами -  35-50%)/

Доход оператора от населенного пункта с количеством жителей 250 человек (при условии 100% обеспеченности SIM-картами этого оператора) – 68,75 тыс. рублей в месяц, 825 тыс. рублей в год.

Таким образом, доход не покрывает даже текущие затраты.

Операторы готовы инвестировать в инфраструктуру связи и устанавливать Микро-БС (характеристики: 1 сектор, 192 одновременных абонента) в малых населенных пунктах при условии существенного дисконта на размещение и подключение к инфраструктуре, созданной в том числе ПАО «Ростелеком» в рамках проекта УЦН.

Микро БС (при условии использования существующих опор и к эл.энергии, оптике):

Стоимость капитальных затрат (CAPEX) – 560-950 тыс. р.;

Последующие операционные расходы (OPEX) на содержание одной базовой станции  около 800 тыс. рублей ежегодно (распределение процентов такое же).

Т.Е. экономия за счет снижения стоимости аренды, обслуживания, уменьшения потребления эл. энергии,

Предлагаем:

Рассмотреть возможность реализации в Челябинской области пилотного проекта по внедрению услуг сотовой связи в малых населенных пунктах с использованием микро БС и инфрастуктуры, построенной в рамках проекта «УЦН».

По итогам пилотного проекта необходимо разработать методику и критерии «распределения» населенных пунктов, где существует острая проблема обеспеченности связью, между операторами сотовой связи;

специальные тарифы для ПАО «Ростелеком» и электроэнергетиков по подключению объектов сотовой связи в малых населенных пунктах;

механизмы возможной финансовой поддержки операторов сотовой связи, инвестирующих в инфраструктуру связи в малых населенных пунктов.

В случае успешности пилотного проекта рассмотреть возможность включить подвижную радиотелефонную связь в перечень универсальных услуг связи для малых населенных пунктов с население менее 3 тыс. человек.

Вторая проблема, также связанная с отсутствием экономической заинтересованности операторов связи – отсутствие устойчивой сотовой связи на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения.

В Челябинской области 8682 км  автодорог регионального или межмуниципального значения.

Полностью отсутствует связь на 742 километрах (это почти 10 %),  еще примерно 15 % автодорог обеспечены неустойчивым покрытием.

Указанная проблема ставит под угрозу масштабную реализацию проекта внедрения систем общегосударственного значения:

Система вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; система ЭРА-ГЛОНАСС; ПЛАТОН.

 

Предлагаем:

При оценке качества вновь построенных или реконструированных автодорог оценивать наличие инфраструктуры для обеспечения возможности установки базовых станций сотовой связи: опор, электроэнергии.

Для  удешевления строительства объектов сотовой связи рассмотреть возможность размещения базовых станций на объектах высоковольтных линий электропередач (110 кВ), по примеру использования данной инфраструктуры в США.

Рассмотреть возможность использования средств дорожного фонда для создания инфраструктуры связи при капитальном ремонте существующих автодорог или строительстве новых автомобильных дорог общего пользования.

Проработать механизм, обязывающий энергетические компании обеспечивать электропитанием инфраструктуру базовых станций сотовой связи, размещаемую для покрытия автодорог.

 

Предложения в проект решения:

1. Рекомендовать Минкомсвязи России согласовать с владельцами сотовых компаний и запустить пилотный проект обеспечения сотовой связью малых населенных пунктов в Челябинской области.

2. Рекомендовать Минкомсвязи России рассмотреть возможность разработки механизма компенсации операторам связи, в частности операторам подвижной радиотелефонной связи, затрат на строительство и содержание объектов связи, в малых населенных пунктах, где затраты на строительство и последующее содержание указанных объектов являются экономически не выгодными, в частности  рассмотреть возможность:

включить подвижную радиотелефонную связь в перечень универсальных услуг связи для населенных пунктов с населением менее 3 тыс. человек;

уменьшения взносов в фонд универсального обслуживания пропорционально затратам на создание инфраструктуры  в малых населенных пунктах;

снижения размера платы за пользование радиочастотным спектром для базовых станций, построенных в малых населенных пунктах;

снижения размера налоговых отчислений пропорционально затратам на создание инфраструктуры  в малых населенных пунктах.

3. Рекомендовать Минкомсвязи России совместно с Минтрансом России проработать вопрос возможности реализации мероприятий по покрытию подвижной радиотелефонной связью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства.

4. Рекомендовать ПАО «Россети» проработать вопрос возможности изменения технического регламента (Правила устройства электроустановок) для обеспечения возможности размещения базовых станций сотовой связи на опорах высоковольтных линий.

5. Рекомендовать Минкомсвязи России совместно с ПАО «Россети» проработать механизм, обязывающий энергетические компании обеспечивать электропитанием инфраструктуру базовых станций сотовой связи, размещаемую для покрытия автодорог.

 

Дата публикации: 05 февраля, 2016 [10:05]
Дата изменения: 05 февраля, 2016 [10:09]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Яндекс.Метрика