• Тел.: (351) 232-33-53
  • Е-mail: info@mininform74.ru
Главная »  Выступления »  Доклад Первого заместителя Министра информационных технологий и связи Челябинской области А.С. Козлова на XIX научно-практической конференции "Инновации в системе профессионального образования: информационно-образовательная среда"

[Версия для печати]

Основные направления формирования информационного общества в Челябинской области

Тезис о возникновении грядущего на смену обществу индустриальному «постиндустриального» иначе «информационного» общества возник в 60-70-х годах XX века.
Под информационным обществом в широком смысле слова понимают исторический этап развития цивилизации, когда главными продуктами и факторами производства становятся информация и знания. Еще один термин – электронное правительство – это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и качества работы государственных органов.
Последние десятилетия ознаменовались тем, что информационные технологии стали простыми, доступными. Наша отрасль, наконец, достигла той степени зрелости, когда она стала предоставлять технологии и сервисы, интересные не только отдельным увлеченным группам людей, но и удовлетворяющие запросам массовых потребителей.
Более того, качество жизни цивилизованного человека все больше зависит от уровня потребления им информационных продуктов и услуг, их доступности и качества. Мобильная телефония, персональные компьютеры с выходом в Интернет, многоканальное цифровое телевидение, автомобильные навигационные спутниковые системы все это уже неотъемлемые атрибуты современного человека, без которых его повседневная жизнь и профессиональная деятельность становятся неполноценными.
В настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии и услуги являются важным фактором социально-экономического развития любого региона. Они приобрели критическую важность для создания эффективных систем корпоративного и государственного управления, совершенствования социально-значимых систем образования и здравоохранения, используются как новые формы доступа к культурному наследию и так далее.
Количество пользователей сети Интернет в мире составляет практически 2,5 млрд. человек, то есть более 30% от общего количества населения. В России – более 70 млн. человек (более 50%).
По данным International Telecommunication Union (ITU), в конце прошлого года в мире насчитывалось уже более 6 млрд абонентов сотовой связи. Число абонентов сотовой связи в РФ (по числу SIM-карт) по итогам августа 2011 года составило 225,1 миллион.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии, безусловно, коснулись подавляющего большинства жителей планеты. Впечатляет, в какие короткие сроки происходят все эти перемены и как они глобальны.
На сегодняшний день в 63% домохозяйств области есть персональный компьютер, 2 млн. жителей пользуются компьютерами постоянно, это примерно 57% жителей. Сегодня проникновение Интернет в Челябинской области – 80% в крупных городах, в среднем по области более 50%.
Направления государственной политики Российской Федерации в части развития информационного общества определены в утвержденной Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2015 года, ряде Федеральных законов. На областном уровне по поручению Губернатора Челябинской области Михаила Валериевича Юревича разработана, утверждена и реализуется Концепция развития информационного общества в Челябинской области до 2015 года. Принят ряд областных целевых программ, в том числе «Развитие информационного общества в Челябинской области на 2013-2015 годы», «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС». Немаловажно, что в разработке данных региональных документов принимали участие ведущие ВУЗы нашей области.
На заседании Комиссии по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Челябинской области в феврале утверждены приоритетные направления развития «Информационного общества» и «Электронного правительства» в Челябинской области на 2013-2014 годы.

НАПРАВЛЕНИЕ 1. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (ФУНКЦИЙ) В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ И В РЕЖИМЕ «ОДНОГО ОКНА», ПЕРЕХОД НА МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

1.1. Внедрение информационных систем оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, интегрированных с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций) Gosuslugi.ru, Единой системой идентификации и аутентификации. 
Сегодня популярность Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) постоянно растет, только в Челябинской области уже подано более 50 тыс. электронных заявлений на получение той или иной государственной или муниципальной услуги. Это быстро, экономится время на визиты в органы государственной власти, да и заполнять формы в электронном виде намного удобнее.Для облегчения доступа граждан к порталу государственных услуг в Челябинской области развернута сеть из 40-ка информационных киосков (инфоматов).
Среди наиболее востребованных услуг можно выделить: получение загранпаспорта нового и старого образцов; оплата штрафов ГИБДД; проверка состояния лицевого счета в Пенсионном фонде России (ПФР) и пенсионных накоплений; проверка налоговой задолженности физических лиц, подача налоговой декларации и другие.
В результате работ, выполненных в 2012 году, переведены в электронный вид практически все государственные услуги, по перечню первоочередных из распоряжения Правительства Российской Федерации 1993-р. На предоставление в электронной форме при помощи Единого и Регионального порталов государственных услуг переведено 57 государственных и 37 муниципальных услуг. Количество услуг, оказываемых органами власти Челябинской области через Единый портал, к 2015 году достигнет 175.

1.2. Переход на межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении государственных услуг, предполагающий сокращение объёма бумажных документов, подлежащих подготовке, предоставлению и хранению, использование единых справочников, классификаторов и регистров.
Субъекты Российской Федерации и Челябинская область перешли на работу в режиме межведомственного взаимодействия с 1 июля 2012 года.
На территории Челябинской области создана региональная система межведомственного взаимодействия, которая подключена к Федеральной СМЭВ. К РСМЭВ подключено 14 (100%) органов исполнительной власти Челябинской области, являющихся участниками межведомственного информационного взаимодействия.
По итогам прошлого года регион входил в число лидеров по количеству открытых многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению, по количеству подключенных органов власти к системе межведомственного взаимодействия, и, как следствие, по числу межведомственных запросов к федеральным органам власти.

1.3. Развитие сети многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг на территории Челябинской области, организация электронного взаимодействия государственных органов с многофункциональными центрами предоставления государственных услуг.
На территории Челябинской области действуют 14 МФЦ. Они оснащены аппаратно-программными средствами, включающими в себя информационную систему, интегрированную с региональной системой межведомственного взаимодействия и Единым порталом. Из МФЦ регулярно запрашиваются сервисы федеральных органов власти, в первую очередь Федеральной налоговой службы и Росреестра.

1.4. Внедрение систем оценки гражданами качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг.
1.5. Адаптация информационных систем оказания государственных услуг под работу с мобильными устройствами.

Приоритетные региональные и муниципальные услуги: социальная поддержка, здравоохранение, образование, регистрация прав, жилищно-коммунальное хозяйство, правоохранительные органы, службы реагирования на чрезвычайные ситуации. К числу приоритетных решениями Правительства РФ отнесены и государственные услуги в сфере образования.

Министерство образования и науки Челябинской области оказывает 7 государственных услуг (функций):
1. Проведение аттестации педагогических работников областных государственных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений
2. Федеральный государственный надзор в области образования в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории Челябинской области
3. Федеральный государственный надзор в области образования в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории Челябинской области
4. Лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Челябинской области (IV этап)
5. Государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории Челябинской области (IV этап)
6. Подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях
7. Предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена
На сегодняшний день 2 услуги из вышеперечисленных переведены в электронный вид. Электронные формы для подачи заявлений доступны на Едином портале государственных услуг, а также на портале доступна информация о ходе оказания услуги.

Типовые муниципальные услуги (более массовые)

1. Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) (V этап).
2. Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта РФ (I этап)
3. Предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования (I этап)

Услуги бюджетных учреждений

Зачисление в образовательное учреждение (V этап)
Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательное учреждение (V этап)
Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости (V этап)
Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках (V этап)

Министерство образования и науки Челябинской области предоставляет документы и сведения по межведомственным запросам в электронном виде:
1. Запрос сведений о государственной аккредитации негосударственного образовательного учреждения, выданной образовательному учреждению органами управления образованием субъектов Российской Федерации
2. Запрос сведений о лицензии на право осуществления образовательной деятельности, выданной образовательному учреждению органами управления образованием субъектов Российской Федерации
3. Справка о лицах, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных учреждениях

Необходимо более активно предлагать гражданам пользоваться возможностями получения услуг в электроном виде, а также создавать условия при которых граждан действительно более удобно будет получать услуги таким образом. К сожалению, доля обращений за получением услуг, предоставляемых органами власти, по итогам 2012 года составляет чуть более 5%.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» необходимо долю граждан Российской Федерации, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме к 2018 году довести до 70%.
В 2013 году надо выйти на 30%, к 2015 году необходимо достичь значения 40 процентов.

2. УСТРАНЕНИЕ «ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА» МЕЖДУ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ

2.1. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием проводных и беспроводных линий связи различных типов.
Сегодня в базе данных Роскомнадзора по Челябинской области зарегистрировано 225 лицензий на предоставление услуг связи. 119 из них предоставляют доступ к сети Интернет,
2.2. Содействие снижению себестоимости подключения широкополосного доступа за счет подготовки инфраструктуры для подключения вводимого в эксплуатацию жилья, в том числе малоэтажного.
Средняя стоимость безлимитного Интернета в России около 400 руб. При этом в Челябинске одни из самых дешевых по Российской Федерации цен.
2.3. Развитие сетей электросвязи, в том числе сетей связи 3-го и последующих поколений.
В области шесть операторов предоставляют услуги мобильного Интернета, пять в формате GSM, один по технологии СкайЛайн, пока три оператора предоставляют доступ в стандарте 3G.
2.4. Внедрение цифрового эфирного вещания на территории Челябинской области.
Челябинская область попала в третью очередь этой федеральной программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы». Переход на цифровое вещание будет осуществляться постепенно, в течение полутора лет. В Челябинской области к 2014 году цифровое телевещание будет доступно на всей территории, а отключение аналогового вещания будет осуществляться в 2016–2017 гг.
2.5. Программы обучения компьютерной грамотности, повышения квалификации в сфере информационных технологий различных групп населения.
Начиная с 2010 года, когда был утвержден План реализации Стратегии развития информационного общества, встала задача повышения компьютерной грамотности населения.
В области реализуются мероприятия по повышению компьютерной грамотности населения Челябинской области. Например, такие программы как «Социальная поддержка пенсионеров посредством повышения их образовательного уровня», программа «Интернет-технологии для пенсионеров», Центры бесплатного обучения компьютерной грамотности «Твой курс».
Мы с большим уважением и благодарностью относимся к той работе, которая ведется в данном направлении обществом «Знание». Мы знаем, что эффективно работает «Народный университет», уже не первый год проводятся курсы «Пользователей ПК». Этот вклад в развитие информационного общества в Челябинской области является очень важным.
Министерство образования и науки Челябинской области проводит большую работу по повышению квалификации педагогических работников на основе каскадной схемы РКЦ-ММЦ. Используются дистанционные формы обучения, модульный принцип по категориям специалистов.
В то же время нам кажется, что опыт других субъектов показывает возможность более активного использования данной системы, а также системы профессионального образования и для обучения простых граждан.
Как рассказывают наши коллеги из Тюменской, Самарской области курсы повышения компьютерной грамотности пользуются большим спросом и приходится вводить даже предварительную запись. Считаем, следует рассмотреть возможность организации подобной работы на базе образовательных учреждений в Челябинской области.

НАПРАВЛЕНИЕ 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

3.1. Развитие и поддержка официальных сайтов органов власти.
Согласно федеральному закону от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны иметь собственный официальный Интернет-сайт.
В сети Интернет созданы и действуют официальные сайты всех органов исполнительной власти Челябинской области и подавляющего большинства органов местного самоуправления Челябинской области – это порядка 342 официальных Интернет-сайтов Правительства Челябинской области, органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления Челябинской области.
В целях повышения качества информирования населения о деятельности ОИВ и ОМСУ Челябинской области в 2011 году внедрена защищенная система управления интернет-сайтами органов исполнительной власти Челябинской области.
В течение 2012 года система регулярно дорабатывалась: внедрены новые модули (Голосование, Общая новостная лента, Календарь публикаций, Управление ЭЦП, Электронная регистрация мероприятий), а также обновлены существующие (Правовые акты, Закупки, Госуслуги).
В конце 2012 года проведены аттестационные испытания системы управления сайтами по требованиям к обеспечению безопасности информационных систем общего пользования, по результатам которых получено заключение о соответствии системы управления сайтами требованиям, предъявляемым к информационным системам общего пользования II класса, согласно совместного приказа ФСБ России №416, ФСТЭК России №489 от 31.08.2010.
По состоянию на конец 2012 года в системе управления сайтами функционируют 69 официальных интернет-сайтов, в том числе: 12 интернет-сайтов органов исполнительной власти, 2 интернет-сайта городских округов, 7 интернет-сайтов муниципальных районов, 44 интернет-сайта городских и сельских поселений, а также 4 интернет-сайта подведомственных учреждений.
К 2015 году на единую программно-аппаратную платформу будет перенесено 70% региональных органов исполнительной власти.

3.2. Информационное сопровождение реализации важных государственных стратегий, программ, проектов, в том числе развитие и поддержка специализированных порталов и сайтов, технологий социальных сетей.
Развитие информационного интернет-портала «Информационное общество в Челябинской области».
Разработанный в 2011 году портал «Информационное общество в Челябинской области», в первой половине 2012 года был открыт для всех пользователей сети Интернет. Адрес портала в сети Интернет www.inf74.ru
Портал содержит информацию о развитии проектов информационного общества и формирования электронного правительства в Российской Федерации, Челябинской области, различных направлениях жизнедеятельности южноуральцев в доступной и удобной для широких слоев населения форме. Портал также является площадкой для обсуждения существующей ситуации по различным направлениям развития информационных технологий.
Портал направлен на решение основных задач:
• По созданию интерактивной площадки для обсуждения существующей ситуации по направлениям развития информационного общества и формирования электронного правительства Челябинской области, получения населением Челябинской области государственных и муниципальных услуг, позволяющей собрать информацию о реальной ситуации, отношении населения к решениям и получить данные о возникающих проблемах и вопросах.
• По организации удобного доступа к имеющимся на других сайтах информационно-телекоммуникационной сети Интернет интерактивным сервисам для организации эффективного механизма взаимодействия граждан и организаций с органами исполнительной власти и местного самоуправления, бизнесом.
Концепция портала разбита на 5 тематических блоков: Население, Бизнес, Государство и власть, Безопасность, Общее.
В настоящее время посетитель портала может получить следующую информацию:
1. Актуальные it-новости региона, России и мира;
2. Подборку статей и видеороликов, обучающих работе с компьютером, а также информация по организациям, проводящим обучение работе с компьютером;
3. Подборку тематических статей о развитии телевидения, программного обеспечения, а также науки и техники в сфере it;
4. Представителям бизнеса будут интересен справочник региональных предприятий в сфере информационных технологий, а также возможность разместить информацию о предлагаемых сервисах для населения;
5. На портале представлен ряд статей по информационной безопасности и защите персональных данных;
6. Календарь it-мероприятий Российской Федерации;
7. Форумы и голосования.
Портал заинтересовал жителей не только Челябинской области, но и всей России. По итогам 2012 года посещаемость портала составила 21 500 уникальных посетителей.

3.3. Использование технологий социальных сетей, Интернет-приемных для организации обмена информацией между органами власти (заказчиками), исполнителями и пользователями.
Важным инструментом взаимодействия власти и бизнеса можно рассматривать интернет-приемные на официальных сайтах органов исполнительной власти Челябинской области. В настоящее время такие онлайн-приемные функционируют на 24 из 28 официальных интернет-сайтов органов исполнительной власти Челябинской области.
Органы исполнительной власти Челябинской области активно создают свои страницы в социальных сетях. Такие страницы уже имеют 6 органов власти Челябинской области.
Министерство информационных технологий и связи Челябинской области имеет ряд официальных аккаунтов в наиболее популярных социальных сетях.
Так, Министр информационных технологий и связи Челябинской области Дмитрий Алексеевич Тарасов имеет страницы в сети Facebook (http://www.facebook.com/dm.tar?sk=wall) и Twitter(@Dm_Tarasov).
Недавно был открыта официальная страница Министерства информационных технологий и связи Челябинской области в социальной сети «Facebook»(http://www.facebook.com/Mininform74?ref=hl), на которой публикуются основные события, связанные с деятельностью Министерства информационных технологий и связи Челябинской области, а также интересные факты и статьи, размещенные на портале «Информационное общество в Челябинской области».
В ближайшем будущем планируется создание официальных страниц Министерства в социальных сетях «Вконтакте» и «Твиттер».

3.4. Проведение областных конкурсов, посвященных выявлению и продвижению лучших практик разработок «интернет-сайтов», «интернет-сервисов».
C прошлого года Министерство информационных технологий и связи Челябинской области стало организатором областных конкурсов «Лучший Интернет-сайт - 2012» и «Лучший онлайн-сервис - 2012».
Предприятия и компании различных сфер бизнеса приняли участие в данных конкурсах по ряду номинаций: Лучший сайт коммерческой организации / промышленного предприятия, Лучший сайт средства массовой информации, а также Сервисы по оказанию услуг населению и (или) организациям, а также Информационные сервисы. Членами конкурсной комиссии также были представители ряда коммерческих организаций, занимающихся разработкой web-сайтов (Sitko.ru, Fuse8).
На участие в конкурсах подали заявки около 200 участников.
В номинации Сайты организаций. Лучший сайт образовательного учреждения.
Победитель:
МОУ «СОШ № 4», г. Южноуральск
Лауреаты:
МАОУ ДОД Центр Эстетического Воспитания детей «Детская картинная галерея», г. Магнитогорск
МАОУ гимназия № 23 им. В.Д. Луценко, г. Челябинск
Результаты конкурса размещены на сайте Министерства информационных технологий и связи Челябинской области (http://www.mininform74.ru/htmlpages/Show/MaterialypokonkursamLuchshijIn).
В 2013 году также планируется проведение указанных конкурсов.

НАПРАВЛЕНИЕ 4. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
4.1. Использование технологий электронного документооборота в органах власти.
4.2. Внедрение информационно-аналитических систем поддержки принятия управленческих решений.
4.3. Создание и развитие ведомственных информационных систем (электронных архивов ЗАГС, в сфере обеспечения занятости населения, развитие систем учета и управления финансами).


НАПРАВЛЕНИЕ 5. ВНЕДРЕНИЕ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ГЛОНАСС И ДРУГИХ РЕЗУЛЬТАТОВ СПУТНИКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2015 ГОДЫ.
5.1. Развитие навигационно-информационной системы Челябинской области.
5.2. Использование цифровых пространственных данных в деятельности органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления Челябинской области.

В 2012 году продолжилось оснащение транспорта бортовым навигационным оборудованием на базе системы ГЛОНАСС, за счет средств областного бюджета оснащено 1322 единицы государственного и муниципального транспорта, в том числе 406 автомобилей скорой медицинской помощи, 408 автобусов, перевозящих учащихся. В целом по Челябинской области оборудованием на базе системы ГЛОНАСС оснащено 4590 единиц транспорта различного целевого назначения.
В 2013 году в рамках требований федерального законодательства продолжится оснащение навигационным оборудованием ГЛОНАСС транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров на коммерческой основе, транспорта, предназначенного для перевозки опасных и крупногабаритных грузов, а также транспорта жилищно-коммунального хозяйства. Также продолжится развитие геоинформационных ресурсов, систем мониторинга развития ключевых отраслей.

НАПРАВЛЕНИЕ 6. СОЗДАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ
6.1. Внедрение комплексных информационных систем, автоматизирующих работу образовательных учреждений, включая ведение электронных дневников, журналов, расписаний, подачу различных заявлений граждан.
6.2. Предоставление удаленного доступа к результатам тестирования и оценки знаний, базам данных выданных дипломов и аттестатов, различным видам отчетности, другим ресурсам образовательных учреждений, в том числе школьным библиотекам.

В настоящее время в Челябинской области более 100 внедрений имеют такие системы как автоматизированная система «Сетевой город» (ИрТех), «Дневник.ru», «1С: ХроноГраф Школа», «1С:Образование» и другие.
Нам кажется, что в данном направлении перспективным является внедрение или централизованных автоматизированных систем, которые позволяли бы учебным заведениям работать с единой базой данных (в идеале с общеобластной базой). Это позволит унифицировать используемые в системе справочники и классификаторы, позволит унифицировать процессы предоставления сведений, запрашиваемых гражданами и органам власти в режиме межведомственного электронного взаимодействия. Возможным вариантом является также разработка обменных форматов с централизованной базой данных.
В случае, если в области будет принято решение о внедрении единой типовой системы, это позволит за счет единого пользовательского интерфейса упростить процесс обучения педагогов, повысить скорость первоначального обучения педагогов при переходе из одного образовательного учреждения в другое, а также облегчить учащимся и их родителям процесс адаптации при переводе учащегося в другое образовательное учреждение.
Кроме того, существенным является то, что в случае внедрения централизованного решения появляется возможность использования так называемых облачных информационных технологий, когда учреждение не будет разворачивать у себя достаточно дорогую информационно-коммуникационную инфраструктуру в полном объеме, а может ограничиться только организацией рабочих мест, объединением их в единую локальную сеть, подключенную по защищенным каналам связи к централизованным информационным ресурсам. Такой подход, конечно предполагает централизацию ответственности, заключение соглашений об уровне и качестве обслуживания между владельцем центрального информационного ресурса и образовательными учреждениями.
6.3. Расширение масштабов дистанционного образования с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе для лиц с ограниченными возможностями.
Данное направление будет реализовываться в рамках областной целевой программы «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Челябинской области на 2013-2015 годы». Мероприятие «Предоставление субсидий местным бюджетам на подключение к сети Интернет рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, и оплату услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов» (в 2013 году – 2745,9 тыс. рублей).
6.4. Создание электронных учебных материалов и учебно-методических комплексов, а также стандартов их использования.
6.5. Внедрение новых перспективных учебных технологий и форм обучения информатике, вычислительной техники, подготовка образовательных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий.
В рамках реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области проведена комплексная работа по обновлению материально-технической базы, оснащению образовательных учреждений новым цифровым оборудованием, отвечающим современным требованиям. В регионе все образовательные учреждения имеют как минимум один компьютерный класс с подключением к сети Интернет. Необходимо модернизировать компьютерные классы в образовательных учреждениях, уменьшать значение индикативного показателя «Количество учащихся на один компьютер», а также повышать пропускную способность широкополосного канала в сети Интернет. Обеспечение доступа к сети Интернет по широкополосным каналам передачи данных для 100% учащихся и педагогов является условием предоставления доступного качественного образования независимо от места проживания. Достаточно дискуссионный вопрос о необходимости организации сетей беспроводного доступа (WiFi) в сеть Интернет, особенно для общеобразовательных школ. Тем не менее, массовый переход пользователей на мобильную платформу уже стал реальностью и образовательные технологии должны также учитывать этот факт. Известны опыты использования в образовательных учреждениях Челябинской области различных мобильных устройств, таких как ридеры, планшеты, ноутбуки.
Однако конечно только компьютерные классы не исчерпывают все имеющиеся возможности в данных направлениях. Широкое распространения приобрело движение образовательной робототехники на базе «Лего-конструкторов», с каждым годом возрастает количество предлагаемых на рынке качественных электронно-учебных методических комплексов, электронных учебников.

ПРОЧИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
7. Создание и внедрение информационных систем в системе здравоохранения и социальной защиты населения
8. Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
9. Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры, культурного и гуманитарного просвещения
10. Использование информационных технологий в сфере градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства
11. Повышение эффективности расходования бюджетных средств на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационно-коммуникационных технологий в государственных органах.


В заключении хотелось бы поблагодарить Министерство образования и науки Челябинской области за возможность выступить на столь интересном мероприятии.
Считаем, что Министерство образования и науки является одним из тех органов власти, который в своей работе большое внимание уделяет как раз внедрению и использованию информационных технологий в работе подведомственных организаций. Значения индикативных показателей развития информационного общества, которые касаются образовательной сферы, в нашей области традиционно выше среднероссийских.
Реализация задач развития информационного общества, формирования электронного правительства невозможна:
с одной стороны без подготовки высококвалифицированных кадров, способных создавать высокоэффективные автоматизированные системы, разрабатывать новые и внедрять уже существующие информационно-коммуникационные технологии
с другой стороны необходимо повышать компьютерную грамотность граждан, делать информационные технологии более доступными, уменьшать цифровое неравенство между социальными слоями общества.
Именно в этом направлении мы видим основной вектор дальнейшей совместной работы наших ведомств.

Дата публикации: 21 марта, 2013 [16:13]
Дата изменения: 21 марта, 2013 [16:23]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Yandex.Metrika informer Яндекс.Метрика /Yandex.Metrika informer