• Тел.: (351) 232-33-53
  • Е-mail: info@mininform74.ru
Главная »  Выступления »  Доклад Министра информационных технологий и связи Челябинской области Д.А. Тарасова в рамках семинара "Час Правительства Челябинской области в Академии"

[Версия для печати]

Информационные технологии все более активно используются в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты.
Вопросы развития информационного общества и формирования электронного правительства как на федеральном уровне власти, так и на уровне субъектов Российской Федерации находятся под личным контролем Президента Российской Федерации В.В.Путина . Созданы Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, ряд Правительственных комиссий.
Направления государственной политики Российской Федерации в данной сфере определены в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212. Стратегия развития информационного общества утверждена до 2015 года. До регионов доведен целый перечень конкретных поручений Президента и Председателя Правительства Российской Федерации. Исполнение контролируется непосредственно Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства.
Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2011 г. № 2161-р);
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утверждены Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 года;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
За последнее время существенно развилась и нормативная база. Принят ряд Федеральных законов. Это в первую очередь Федеральный закон 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Федеральный закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года развитие "новой" экономики, информационных технологий (электронные закупки, развитие безналичных расчетов с применением банковских карт и т.д.) являются одним из механизмов развития инвестиционной деятельности и привлечение капитала в экономику Челябинской области. Информационные технологии должны позволить улучшить процесс взаимодействия граждан с государством, модернизировать административные процессы внутри органов государственного управления.
Учитывая эти факторы, Губернатор Челябинской области Михаил Валериевич Юревич уже в 2010 году дал поручение, чтобы Челябинская область стала активным участником этого общегосударственного процесса. Правительством Челябинской области в связи с этим поручением был выполнен ряд мероприятий.
15 ноября 2010 года на основе реформирования существующих структур был создан отдельный орган исполнительной власти Челябинской области – Министерство информационных технологий и связи Челябинской области.

1.Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Челябинской области
1.1. Связь

Связь – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей в целом по стране и Челябинская область не является исключением.
За 2012 год объем услуг связи составил 27 023,5 млн. рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличился в фактически действующих ценах на 13,4 %. (В целом по стране увеличение объемов услуг связи составляет за аналогичный период 5,5 %). Основной доход приходится на операторов сотовой связи.
В области действуют 5 операторов подвижной радиотелефонной связи. Уровень проникновения сотовой связи в 2012 году составляет 161 %.
Средний тариф на использование мобильной связи является одним из самых низких в Уральском федеральном округе и составляет 220 руб./мес. Скорость передачи данных в сотовых сетях возросла в среднем с 240 до 528 Кбит/сек, в сетях 3G скорость достигает 1,3 Мбит/сек.
В 2012 году продолжилось увеличение спроса на дополнительные услуги.
Операторами сотовой связи более активно осуществляется строительство новых базовых станций. Построена 701 новая станция (в 2011 году- 235 новых станций), из которых 363 станция – поколения 3G.
На рынке услуг местной электросвязи продолжается процесс замещения фиксированной связи мобильной. Это подтверждается оттоком абонентов фиксированной связи. Очередь на фиксированный телефон наблюдается только в сельской местности.
Осуществляется конвергенция всех типов сетей связи, нацеленная на оказание услуг клиенту по единому интерфейсу, реализация стратегии наращивания состава и объема потребляемых услуг действующим абонентам, в силу чего акцент продвижения и продаж услуг смещается преимущественно на уже накопленную абонентскую базу и пакетное потребление услуг за счет ценовых предложений.
Основными задачами строительства на ближайший год у крупнейших игроков рынка связи являются проекты широкополосного доступа, сети пакетной коммутации и строительства сетей оптического доступа для корпоративных клиентов, инвестиции в инфраструктуры и соблюдение требований законодательства.
Основными проблемами, негативно влияющими на развитие сетей связи, являются увеличение арендной платы за размещение объектов связи на объектах муниципальной собственности со стороны органов местного самоуправления, а также отсутствие планирования размещения объектов связи при планировании инфраструктуры строящихся жилых микрорайонов, затрудняющее в дальнейшем процесс согласования размещения объектов связи. Министерством информационных технологий и связи Челябинской области прорабатываются указанные вопросы с органами местного самоуправления в рамках компетенции в рабочем порядке.
1.2. Развитие широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет
В Челябинской области показатели развития информационно-коммуникационных технологий традиционно находятся на высоком уровне.
На сегодняшний день в 63% домохозяйств области есть персональный компьютер, 2 млн. жителей пользуются компьютерами постоянно, это примерно 57% жителей.
Доля домохозяйств Челябинской области, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Интернет), в общем числе домохозяйств в 2012 году составляет 57 %.
Уровень проникновения Интернета в Челябинске около 80%, в Челябинской области (без Челябинска) – около 50%. В муниципальных образованиях увеличение проникновения Интернет осуществляется в основном за счет пользователей мобильного Интернет. Все административно-территориальные единицы Челябинской области с населением более 500 человек имеют возможность доступа к сети Интернет.
Общая совокупная монтированная емкость сетей фиксированного широкополосного доступа в этом году увеличилась на 103,3 тысячи и составляет 735 864 порта.
Стоимость «безлимитного» трафика относительно 2011 года стабильна и составляет 400 руб./месяц. Продолжается внедрение оптических линий доступа, и, как следствие, существенное увеличение пропускной способности, увеличение скорости доступа внутри сети оператора до 30-35 Мбит/сек (Челябинск).
Тенденции развития ШПД в Челябинской области в 2013 году:
- увеличение скорости и качества доступа к сети за счет модернизации существующих линий,
- внедрение провайдерами новых услуг и сервисов, совершенствование клиентского и технического сервиса,
- наличие пакетных предложений.
Наращивание абонентской базы будет происходить за счет продвижения услуг в муниципальные центры области. Кроме того, для пользователей основными факторами выбора оператора станут профессиональная техническая поддержка и наличие дополнительных сервисов.
Основные проблемы развития широкополосного доступа - отсутствие планирования телекоммуникационной инфраструктуры строящегося жилья.
По вопросу подготовки инфраструктуры для подключения к сетям Интернет вводимого в эксплуатацию жилья, в том числе малоэтажного, осуществляется мониторинг Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и Министерством информационных технологий и связи Челябинской области. Доля сдаваемых в эксплуатацию многоквартирных домов, подключенных к современной телекоммуникационной инфраструктуре по итогам текущего года составила 100 %.
1.3. Цифровое телерадиовещание
В настоящее время на территории Челябинской области 98,8 % населения имеют возможность смотреть не менее 2 телевизионных программ, 12% населения пользуются услугами кабельных операторов.
На территории Челябинской области, как и в 2011 году, действуют 53 оператора кабельного телевизионного вещания, которые обслуживают в совокупности 461 тысяч абонентских точек.
В рамках федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания на 2009 – 2015 годы», ведется строительство сетей эфирного цифрового вещания. В январе возможность смотреть телевизионные программы в цифровом формате получили 184 тыс. жителей Миасского городского округа. В 2013 году строительство сетей цифрового вещания продолжится, по итогам года охват населения составит 35-50%. В целом в рамках программы будет построено 34 новых объекта телевещания и реконструировано 38 существующих радиотелевизионных объекта. Завершение строительства объектов запланировано к 2015 году.
1.4. Внедрение и широкое использование навигационно-информационных систем на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Одним из основных направлений государственной политики является внедрение и широкое использование на территории Челябинской области навигационно-информационных систем на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, построение инфраструктуры пространственных данных.
В 2012 году продолжилось оснащение транспорта бортовым навигационным оборудованием на базе системы ГЛОНАСС, за счет средств областного бюджета оснащено 1322 единицы государственного и муниципального транспорта, в том числе 406 автомобилей скорой медицинской помощи, 408 автобусов, перевозящих учащихся. В целом по Челябинской области оборудованием на базе системы ГЛОНАСС оснащено 4590 единиц транспорта различного целевого назначения.
Основными проблемами внедрения технологий ГЛОНАСС на транспорте является отсутствие единства технологических параметров бортового навигационного оборудования.
В 2013 году в рамках требований федерального законодательства продолжится оснащение навигационным оборудованием ГЛОНАСС транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров на коммерческой основе, транспорта, предназначенного для перевозки опасных и крупногабаритных грузов, а также транспорта жилищно-коммунального хозяйства. Также продолжится развитие геоинформационных ресурсов, систем мониторинга развития ключевых отраслей.

2. Развитие сервисов электронного Правительства

Согласно Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства под Электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Реализация Электронного правительства охватывает все виды взаимодействия:
1. Между органами государственной власти и местного самоуправления, между государством и государственными служащими (G2G).
2. Между государством и гражданами (G2C).
3. Между государством и бизнесом (G2B).
При реализации Электронного правительства нужно с одной стороны с помощью информационных технологий обеспечивать взаимодействие между государством и гражданами (G2C), между государством и бизнесом (G2B). С другой стороны необходимо прилагать усилия по развитию и внедрению информационных систем в деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, для более эффективной реализации ими своих функций, а также для совершенствования межведомственного взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, между государством и государственными служащими (G2G).
Для реализации взаимодействия в рамках Электронного правительства в органах государственной власти и местного самоуправления Челябинской области должны быть разработаны и внедрены государственные и муниципальные информационные системы.

2.1. Развитие инфраструктуры системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
В целях организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительством Челябинской области завершены организационные мероприятия по переходу на межведомственное взаимодействие.
Определен Перечень государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Челябинской области (158 услуг), среди них определены услуги, предполагающие межведомственное взаимодействие (80 услуг).
Создана Региональная система межведомственного электронного взаимодействия (далее - РСМЭВ), к которой подключено 14 органов исполнительной власти Челябинской области, являющихся участниками межведомственного информационного взаимодействия, что составляет 100% от требуемого количества, а также 395 органов местного самоуправления Челябинской области, участвующих в межведомственном информационном взаимодействии, что составляет 96% от общего количества участников электронного взаимодействия – 412. Данная система подключена к Федеральной системе межведомственного электронного взаимодействия.
Установлены 40 программно-технических комплексов (инфоматов) в 36 центрах общественного доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти Челябинской области (далее – ОИВ) и к информации о государственных и муниципальных услугах.
В 10 муниципальных образованиях запущены многофункциональные центры.
На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены интерактивные формы заявлений по 57 государственным и 37 муниципальным услугам Челябинской области.
Разработан и зарегистрирован в РСМЭВ 31 электронный сервис, необходимый для предоставления документов и сведений, находящихся в распоряжении органов управления различного уровня, фондов и организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. С учетом этого, обеспечена возможность предоставления в электронном виде 31 документов и сведений из 34, что составляет 91% от требуемого количества.
В 2013 году будут продолжены работы по внедрению в администрациях муниципальных образований Челябинской области Типового решения межведомственного взаимодействия, при помощи которого планируется предоставление и получение в электронном виде документов и сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг;
развитие сети многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг на территории Челябинской области, организация электронного взаимодействия государственных органов с многофункциональными центрами предоставления государственных услуг;
развитие сети центров общественного доступа к информации о государственных и муниципальных услугах, в том числе с использованием универсальной электронной карты.
2.2. Развитие автоматизированных систем обеспечения информационной открытости
С целью отражения представительской, экономической и деловой информации в сети Интернет созданы и действуют официальные сайты всех ОИВ и подавляющего большинства органов местного самоуправления Челябинской области. В течение 2012 года система регулярно дорабатывалась: расширились функциональные возможности существующих модулей, появились новые.
В системе управления сайтами функционируют 69 официальных интернет-сайтов, в том числе: 12 интернет-сайтов ОИВ, 2 интернет-сайта городских округов, 7 интернет-сайтов муниципальных районов, 44 интернет-сайта городских и сельских поселений, а также 4 интернет-сайта подведомственных учреждений.
2.3. Создание и развитие информационных систем ОИВ
2.3.1. Система электронного документооборота Аппарата Правительства Челябинской области и органов исполнительной власти Челябинской области (далее именуется - СЭД).

В Аппарате Правительства Челябинской области и в 5-и ОИВ внедрена система электронного документооборота, в том числе доработана подсистема обработки обращений граждан, закуплено необходимое серверное оборудование, установлено 130 рабочих мест СЭД.
За 2012 год в СЭД обработано более 11 тысяч единиц корреспонденции. Опыт эксплуатации СЭД показывает, что система имеет преимущества в скорости движения электронных документов, использовании процессов автоматического сканирования документов, рассылки, исполнения и контроля корреспонденции, использования электронной подписи.
Основная задача на 2013 год – доработка СЭД для взаимодействия с федеральной системой электронного документооборота.
2.3.2. Автоматизированная система «Управление» Челябинской области (далее - ГАС «Управление»).
Запущен в промышленную эксплуатацию региональный сегмент ГАС «Управление», в том числе модули учета юридических лиц, воинского учета, миграции и ЗАГС, подсистема похозяйственного учета, создана система оперативного мониторинга социально-экономического развития Челябинской области.
Для обеспечения комплексной автоматизации ведения учета личных подсобных хозяйств в 2012 году введена в эксплуатацию Автоматизированная система учета личных подсобных хозяйств в Челябинской области (далее - АС УЛПХ).
В базах данных АС УЛПХ введены сведения о 20 юридических лицах, 34 986 физических лиц, заведены 378 похозяйственных книг, 12904 подсобных хозяйств, 7545 земельных участков. С использованием АС УЛПХ выданы 244 справки различного назначения.
В 2013 году продолжится доработка системы с учетом принятых федеральных нормативных правовых актов.
В рамках автоматизированной системы оперативного мониторинга социально-экономического развития Челябинской области (далее – АС мониторинга) в 2012 году: разработаны новые цепочки сдачи отчетности для Главного экспертного управления и Главного контрольного управления Челябинской области, внедрены дополнительные модули системы (мониторинг учреждений культуры, мониторинг развития молодежной политики и спорта).
2.4. Развитие инфраструктуры электронного правительства Челябинской области
Для повышения эффективной деятельности ОИВ создан и запущен в промышленную эксплуатацию «Челябинский региональный центр обработки данных электронного правительства» (далее – ЦОД).
В рамках развития «Единой телекоммуникационной сети органов исполнительной власти Челябинской области» (далее – ЕТКС) в 2012 году подключено дополнительно 4 ОИВ (общее количество подключенных ОИВ - 28).
Подключены к системе защищенного информационного обмена с помощью сертифицированных средств криптографической защиты (VipNet) свыше 600 пользователей ОИВ.
Организован защищенный доступ в Интернет с помощью сертифицированного программно-аппаратного комплекса «Интернет-шлюз» для 5 ОИВ.
Организовано единое информационной пространство органов исполнительной власти Челябинской области и органов местного самоуправления Челябинской области на базе ЕТКС и VPN ОАО Ростелеком.
Создана служба для организации технической поддержки по работе с компонентами инфраструктуры электронного правительства в Челябинской области.
Основными проблемами эффективного использования инфраструктуры электронного правительства на сегодняшний день являются:
– низкая квалификация пользователей информационных систем;
– недостаток квалифицированных специалистов технической поддержки;
– недостаточность существующей нормативной базы для организации информационного взаимодействия.

Существует ряд трудностей и проблем развития информационного общества в Челябинской области:
в Челябинской области не в полной мере решена проблема цифрового неравенства, поскольку обеспеченность населения крупных населенных пунктов услугами связи в разы превышает обеспеченность сельских поселений;
количество и доля населения Челябинской области, имеющего базовые навыки использования информационных технологий, растет, при этом ощущается явно недостаточный выпуск специалистов по информационным технологиям вузами Челябинской области, не позволяющий удовлетворить растущий спрос в квалифицированных специалистах, причем таких специалистов, как правило, больше в местах проживания с наиболее развитой инфраструктурой;
недостаточен уровень использования широкополосного доступа к сети Интернет, что препятствует массовому использованию информационных технологий работниками предприятий и широкому распространению электронной коммерции, неразвитые механизмы онлайновых платежей являются сдерживающими факторами использования информационных технологий в управлении и бизнесе;
уровень доступа органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области к информационно-технологической инфраструктуре не соответствует уровню, достигнутому в органах исполнительной власти Челябинской области, особенно в части внедрения информационной системы «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия Челябинской области» в муниципальных образованиях Челябинской области и обеспечения широкополосного доступа к сети Интернет;
недостаточное использование органами исполнительной власти Челябинской области и органами местного самоуправления таких современных перспективных способов и технологий организации и автоматизации административных процессов, как «облачные» технологии, краудсорсинг, проектное управление;

Сдерживающими факторами использования «облачных» технологий являются:
значительные инвестиции, сделанные ранее в унаследованные приложения, запущенные на инфраструктурных компонентах органов исполнительной власти Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области;
отсутствие необходимых инфраструктурных компонентов, в частности широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, в администрациях некоторых сельских поселений Челябинской области;
высокая стоимость услуг доступа и обеспечения возможности использования прикладных «облачных» решений и национальной платформы распределенных вычислений.

Возможные пути решения обозначенных проблем определены в:
• Областной целевой программе "Развитие информационного общества в Челябинской области на 2013 – 2015 годы"
• Областной целевой программе "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов спутниковой деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Челябинской области на 2012 - 2015 годы"
• Ведомственной целевой программе "Развитие и эксплуатация информационных систем и инфраструктуры электронного правительства в Челябинской области на 2013-2015 годы"
 

Дата публикации: 25 марта, 2013 [09:42]
Дата изменения: 25 марта, 2013 [09:47]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Yandex.Metrika informer Яндекс.Метрика /Yandex.Metrika informer